Калькулятор ОПС    

Обратная связь

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, можете задать его нашим специалистам

Бесплатный звонок по России:
8-800-100-53-89

Время работы:
Понедельник-четверг с 9:00 до 18:00
(обед с 13:00 до 14:00),
Пятница с 9:00 до 17:00
(обед с 13:00 до 14:00)

Электронная почта: info@atomfond.ru

 05/04/2007 
Интервью с исполнительным директором Китаевым В.В.

Бюллетень по Атомной энергии № 2, 2007, стр. 27 – 30.
В.В.Китаев. «По уровню развития пенсионной системы можно судить о зрелости общества»

Интервью с исполнительным директором негосударственного пенсионного фонда работников атомной энергетики «Энергоатомгарант» Виктором Вячеславовичем Китаевым:

- В.В., насколько актуальна в настоящее время в нашей стране тема пенсионного обеспечения?

Я считаю, что пенсионная тема является неотъемлемой частью нашей жизни и постоянно актуальна и востребована в цивилизованном обществе. Можно сказать, что пенсия – это вечная ценность во все времена и в любой стране. Это один из самых животрепещущих вопросов, который всегда всех затрагивает. Каждый из нас в соответствующем возрасте становится пенсионером. И общество в целом, и каждый из нас в отдельности должен заранее думать об этом моменте. По уровню развития пенсионной системы можно судить о зрелости общества.

- В.В., проводимая в стране пенсионная реформа связана с демографической ситуацией, или были еще какие-то предпосылки?

Вопрос реформирования пенсионного обеспечения особенно остро у нас встал тогда, когда государство пришло к выводу, что существовавшая у нас распределительная система пенсионного обеспечения, оставшаяся с советских времен, перестала соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Еще 30 лет назад на одного пенсионера приходилось 5-6 работающих, а сейчас – эта цифра снизилась до 1,6, причем ситуация продолжает ухудшаться. Не далек тот день, когда на одного пенсионера будет приходиться один работающий. И даже если в будущем будет увеличен пенсионный возраст, вряд ли ситуация изменится кардинально. В связи с этим 2002 году в стране была начата масштабная пенсионная реформа, в основе которой лежит создание принципиально новой пенсионной системы. И демографическая ситуация и смена общественно-политической формации в стране и настройка экономики России на работу в едином пространстве стран мирового сообщества – это существенные предпосылки для проведения пенсионной реформы.

- В. В., поясните для наших читателей – в чем суть пенсионной реформы?

В настоящее время в России действует многоуровневая пенсионная система, состоящая из трудовой пенсии, профессионального пенсионного обеспечения и дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения. В структуре трудовой пенсии, а именно так теперь правильно называется пенсия, выплачиваемая Пенсионным фондом России, в свою очередь выделяются 3 части: базовая, страховая и накопительная. Все три составляющие трудовой пенсии формируются из взносов, которые уплачивает работодатель за работающего человека в составе единого социального налога (ЕСН).

Базовая часть устанавливается государством в твердом размере для всех пенсионеров, имеющих стаж работы не менее 5 лет составляет в настоящий момент 1035 руб. 09коп.

Страховая и накопительная части трудовой пенсии, напротив, формируются исходя из размера заработной платы работника. Именно так учитывается личный вклад каждого конкретного человека в свое «светлое будущее» после ухода на заслуженный отдых. Взносы, уплаченные работодателем на формирование базовой и страховой части пенсии, идут на текущие выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам. Взносы, уплачиваемые работодателем на формирование накопительной части, не распределяются между сегодняшними пенсионерами: эти средства идут на индивидуальный лицевой счет работающего, в пользу которого перечислены. Ежегодно Пенсионный фонд России (ПФР) уведомляет каждого российского гражданина о состоянии его пенсионного счета, присылая специальное письмо (прозванное в народе «письмом счастья»), в котором отдельной строкой выделена сумма, составляющая накопительную часть пенсии.

Что хотелось бы отметить: самое главное в пенсионной реформе – помогать формировать новый менталитет работника, который с молодых лет будет твердо знать, что заботиться о своей старости нужно самому, не полагаясь только на государство. Будет знать, что для этого нужно постоянно повышать свое профессиональное мастерство, беречь здоровье, стремиться к тому, чтобы быть максимально востребованным в своем коллективе и обществе. И за годы пенсионной реформы эти цели не только не потеряли своей значимости, но и приобрели новое содержание благодаря дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению.

- В.В., а что же такое дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение и как оно осуществляется?

Негосударственное пенсионное обеспечение в нынешней пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных пенсионных программ отдельных предприятий и организаций либо административных образований, так и в форме индивидуального пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств по дополнительному пенсионному обеспечению в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). НПФ – это финансовый институт, основная цель которого – выплата негосударственной пенсии своим участникам. В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» НПФ – некоммерческая организация, т.е. целью его деятельности является не извлечение прибыли, а сохранения и приумножения средств, предназначенных для выплат негосударственных пенсий участников НПФ.

Активно осуществляют свою деятельность на рынке негосударственного пенсионного обеспечения по опубликованным сведениям на 01.10.2006г – 258 НПФ, накопления которых превышают 300 миллиардов рублей. В НПФ состоят свыше 6,1 миллиона человек. Работа НПФ основана на следующем: работник или его работодатель или они совместно – вносят в НПФ некую сумму с периодичностью определенной договором. Фонд, аккумулируя средства от многих участников, вкладывает деньги и не дает им не только «усыхать» от инфляции, но и по итогам каждого года на них начисляется инвестиционный доход. Когда конкретный работник выходит на пенсию, исходя из накопленной за годы суммы, в дополнение к обязательной государственной пенсии человеку будет выплачиваться и дополнительная.

При этом деятельность НПФ жестко контролируется со стороны государства и различных уполномоченных для этих целей организаций: • Ежедневный контроль за инвестированием пенсионных средств со стороны специальной финансовой организации – депозитария. • Ежемесячные отчеты в специальный контролирующий орган государства – ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам). • Ежегодные актуарное (попросту – математическое) оценивание и аудиторская проверка. И это только малая часть списка контролирующих органов.
НПФ обязаны ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчеты о своей деятельности, а также информировать вкладчиков и участников фондов о состоянии их пенсионных счетов. То есть негосударственные пенсионные фонды являются прозрачной и понятной структурой с точки зрения привлечения и размещения (дальнейшего приумножения) пенсионных резервов. НПФ — это испытанный способ обеспечения безбедной старости во всем мире. Получая небольшую государственную пенсию, зарубежные пенсионеры имеют солидную прибавку к ней в виде дополнительной пенсии, которую получают от негосударственного пенсионного фонда. Именно это позволяет им путешествовать по всему миру, помогать внукам, быть независимыми от детей и вообще не испытывать нужды.

- В.В., а какова может быть роль НПФ в современной деятельности любого предприятия?

Грамотные руководители заботливо относятся к своим кадрам. Известный лозунг – «кадры решают все» стал звучать по-новому. Социальный пакет, программы обучения, карьерный рост - вот то, что привлекает людей работать в той или иной организации. Трудовой ресурс является важнейшей составляющей эффективного бизнеса. Эффективное управление издержками, финансами, грамот¬ная маркетинговая политика - это необходимые, но недостаточные составляющие успеха. Пос¬леднее слово в решении стоящих перед организацией задач остается за кадрами.
Созданная на предприятии корпоративная пенсионная программа помогает решать предприятию, как минимум, три основные задачи – социальную, кадровую и финансово-экономическую. Социальная задача – это дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение как часть социального пакета, получаемого сотрудником. Реализация предприятием гарантий социальной защиты своих работников - это один из элементов их уверенности в завтрашнем дне.

Внедрение корпоративных пенсионных планов позволяет руководителям предприятий более успешно вести кадровую политику, привлекать и удерживать наиболее квалифициро¬ванных работников. Для современного руководителя задача по созданию оптимальной кадровой политики сейчас стоит на одном уровне с повышением финансовых показателей деятельности предприятия. И я считаю, что это небезосновательно.

Пенсионные программы помогают предприятию решать финансово-экономические задачи. Пенсионные ресурсы – это «длинные деньги». Поэтому НПФ может часть собранных средств, в соответствии с законодательством, направлять на реинвестирование, например, на финансирование социальных программ, в том числе на ипотечное кредитование.

- В.В., можно немного подробнее о тех преимуществах, которые получает и предприятие, и работник при внедрении корпоративных пенсионных программ по сравнению с традиционными методами мотивации успешной работы сотрудников?

Руководители каждого предприятия в своей кадровой политике располагают целым спектром различных методов стимулирования труда. Одни из них направлены на текущее мотивирование сотрудников – такие методы называют краткосрочными. К ним относятся медицинское страхование, выплата премиальных, бонусов, и т.д. Другие формируют длительную мотивацию трудовой деятельности – это долгосрочные методы стимулирования, корпоративные программы по предоставлению кредитов, в т.ч. ипотека и, безусловно, дополнительное пенсионное обеспечение. Повышенная пенсия в старости – это наиболее универсальный и значимый стимул в жизни сотрудника. Существующая сейчас государственная пенсионная система вряд ли сможет обеспечить даже четверть получаемого ранее дохода работника. Дополнительная пенсия от предприятия может в определенной степени изменить эту картину. То есть использование негосударственных пенсионных программ позволяет предприятию реализовать гарантии социальной защиты работника. Руководителю предприятия с помощью этих программ легче наладить систему управления персоналом, закрепить наиболее ценных работников, стимулировать талантливых сотрудников к дальнейшему профессиональному росту.

На примере западных стран мы видим, что сейчас высокий уровень пенсионного обеспечения в тех государствах, где работник с самого начала трудового стажа реально участвует в процессе создания своей будущей пенсии. Сегодня можно много говорить о размерах наших пенсий, о недостатках в реализации пенсионной реформы, но главная проблема заключается в том, чтобы люди поняли простую вещь – только совместными усилиями государства, предприятия и самого работника может быть обеспечен достойный уровень пенсии. Только такой триумвират может дать нужный результат. И чем раньше произойдет этот перелом в головах людей, тем быстрее будет решена эта проблема.

В этом плане я хочу сказать об особой роли руководителя предприятия, который обязан думать не только о сегодняшнем дне своих сотрудников, но и о завтрашнем, когда многие из них уйдут на пенсию. Тогда завтра они скажут большое спасибо тем, кто позаботился об их приличной пенсии и разъяснил необходимость участия в пенсионных программах. Еще раз хочу напомнить об ухудшении демографической ситуации в стране: работающих становится все меньше, а получающих пенсию – все больше. Да и саму пенсию необходимо увеличивать. И надо настойчиво разъяснять людям, что государство самостоятельно не может обеспечить нам достойную пенсию в старости. О своей пенсии человек должен заботиться сам всю свою трудовую жизнь, используя те возможности, которые созданы сейчас в результате пенсионной реформы. Разработанные пенсионные программы, в том числе и в нашей атомной отрасли, предоставляют такие возможности.

- В.В., если так выгодно внедрять корпоративные пенсионные программы, то почему в России предприятия широко не используют их на практике?

В этом вопросе есть два основных фактора – позиция руководителя и финансовые возможности предприятия. Многие до сих пор по старой привычке считают, что основную заботу о пенсиях должно брать на себя государство, забывая, что государство обеспечивает только минимум, так называемую базовую часть пенсии, остальное – забота предприятия и человека. Финансирование пенсионных программ может осуществляться не только за счет средств работодателя, но и совместными усилиями работника и предприятия на паритетных или долевых началах. Это позволяет оптимизировать затраты самого предприятия и увеличить размер пенсии. Многообразие пенсионных программ позволяет каждому предприятию выбрать ту, которая больше походит по различным критериям. Я хочу особо подчеркнуть, что корпоративные пенсионные программы - это достаточно гибкий инструмент в силу индивидуального подхода негосударственных пенсионных фондов к работе каждого предприятия.

- В.В., 6 февраля было опубликовано постановление правительства о новых правилах размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроле за их размещением. Что изменится в связи с этим постановлением?

Согласно правительственному постановлению, пенсионные резервы запрещается инвестировать в векселя и недвижимость. Новым постановлением правительства вложения в акции вкладчиков и учредителей фонда теперь ограничены 5% (в акции других эмитентов – до 10%), за исключением случаев, если указанные ценные бумаги включены в котировальные списки российской фондовой биржи высшего уровня. Запрет на вложения в векселя и сокращение лимитов вложений в бумаги учредителей – одно из средств борьбы чиновников с «дутыми» активами (капиталами) НПФ и искусственными пенсионными резервами. На приведение структуры резервов в соответствие с новым постановлением НПФ отведено три года.

- В. В., на днях в Москве состоится конференция по пенсионным проблемам. Что Вы от нее ожидаете?

Как показывают публикации в сегодняшних СМИ, за время практического внедрения пенсионной реформы появилось много новых идей и предложений. Разработчики самой реформы сегодня четче видят свои промахи. Люди не поняли преимуществ и всех возможностей новой системы. А может быть им не очень-то и хотели разъяснять. Более 95% превратились в «молчунов», теряющих свои накопления в недрах ВЭБа. Возникла необходимость что-то предпринимать. Родились идеи дополнительного пенсионного страхования, введения личных пенсионных счетов, автоматического перевода пенсионных накоплений в частные УК или по выбору работодателя.
Необходимо совершенствовать законодательную базу. Здесь логика простая: если государство заинтересовано в вовлечении в процесс пенсионного обеспечения самого человека и предприятия, оно должно стимулировать этот процесс. Сейчас об этой проблеме говорят на самом высшем уровне, и я надеюсь, что в ближайшем будущем она будет решена. Во всяком случае президент Владимир Путин на пресс-конференции для российских и иностранных журналистов заявил, что дал поручение правительству проработать вопрос о стимулировании отчислений работодателей в пенсионные фонды.

Отрадно, что пенсионной реформой активно собираются заниматься Госдума и «Единая Россия». Борис Грызлов на днях на заседании бюро Высшего совета «Единой России» сделал следующее заявление о том , что уже есть конкретные предложения, связанные, в том числе с введением мер экономического стимулирования работающих граждан к участию в добровольно-накопительной пенсионной системе, и что эти предложения не меняют структуру пенсионной реформы. Это позволит довести размер пенсии до 40 процентов от уровня предыдущего заработка. Глава российского парламента и «Единой России» особо подчеркнул, что «в каждом федеральном бюджете закладываются средства для пополнения пенсионного фонда».

Мы хорошо знаем о пенсионных системах и в ближнем, и в дальнем зарубежье. Но далеко не все апробированные там методы можно переносить на нашу почву. То, что уже сделано у нас по внедрению современной пенсионной системы, это немало для такой страны, как Россия. Хотя и недостаточно. Предстоит еще решать вопросы о налоговых льготах и другие задачи. Надеюсь, что обсуждение предстоящих нововведений в российской пенсионной системе пройдет конструктивно.



Возврат к списку новостей

Для входа в личный кабинет укажите, пожалуйста, следующую информацию
Получить пароль

Введите СНИЛС для получения пароля